Кованые подносы
Традиционные ремесла стали визитной карточкой России. Каждый гость страны увозит с собой оригинальные образцы, особое место среди которых занимают кованые подносы из Жостово в Московской области.
Изделия лаконичных форм с удивительными реалистичными узорами приковывали взор всегда. На подносах часто изображали букеты, венки. В числе популярных были натюрморты с фруктами, сценки с животными и птицами. Сюжеты постоянно обогащались, но неизменной оставалось большое количество растений.
К характерным чертам жостовских подносов относят объем рисунка: композиция создаётся так, будто цветы растут из центра. Подобный эффект достигается за счёт умелой игры света и тени.
Особенности жостовских кованых подносов
- Изготавливаются вручную кузнецом или вытягивается на специальном прессе.
- Форма может быть любая — реализуется замысел мастера.
- Роспись наносится в строго определенной последовательности.
- Лакировка на завершающем этапе придает характерный блеск.
- Классические сюжеты — реалистичные изображения с цветами и растениями.
- Современные узоры включают пейзажи, портреты.
Возраст ремесла
Корни ремесла восходят к XIX веку. В этот период получили развитие мастерские по производству предметов из папье-маше. Изделия расписывались и покрывались лаком. Технология легла в основу жостовского ремесла, где в качестве базы стали использовать металлическую утварь. Наибольшую популярность приобрел эксклюзивный поднос с реалистичным изображением цветов.
С годами популярность только увеличилась, вышла за пределы российского государства. Сегодня жостовские подносы с удовольствием приобретают гости Москвы, иностранцы и коллекционеры. Многие используют утварь в быту или декоре.
Популярные формы
Ремесло существует около 200 лет, в течение которых количество используемых форм превысило 150. Есть как миниатюрные, так и огромные. Внешний вид меняется в зависимости от модных тенденций, назначения утвари. При этом среди наиболее популярных остаются семь классических:
- прямоугольная;
- овальная;
- гитарная;
- круглая;
- комбинированная;
- «крылатая»;
- многоугольная.
Мастера совместно с кузнецами придумывают нестандартные решения, благодаря которым удается постоянно удивлять публику и поддерживать интерес к ремеслу.
Вековая технология мастеров
Художники вольны вводить новые сюжеты, совместно с кузнецами разрабатывать уникальные формы, но технология нанесения рисунка остаётся неизменной. Последовательность примерно такая.
- Мастер полупрозрачным оттенком обозначает расположение основных элементов будущего орнамента.
- Темным тоном обозначает тени.
- Насыщенным оттенком прорабатывает бутоны, соцветия, листья.
- Тонкой кистью обозначает блики, придает объем изображению.
- Прорисовывает мелкие детали, травинки.
- Наносит фоновое покрытие.
- Украшает орнаментом край.
После завершения наносится лаковое покрытие. Поверхность готового изделия напоминает зеркало: в ней отражаются различные предметы.
Кому дарят
- Иностранцам. Подносы ручной работы оценит каждый, кто побывал в России. Здесь сочетаются дать традициям, преемственность поколений и стремление к совершенствованию. Советуем вручать изделия с классическими растительными орнаментами.
- Коллекционерам. Подойдут оригинальные работы, которые пополнят собрание. Стоит уточнить, какие мотивы нравятся, чтобы найти интересный вариант.
- Поклонникам русских ремесел. Для них на первом месте авторский ручной труд. Рекомендуем дарить изделия необычной формы, с современными мотивами или присмотреться к портретно-пейзажным.
Каждое изделие создаётся вручную, как столетия назад. Художник использует знакомые и близкие мотивы, чаще природные. Кованые жостовские подносы напоминают путешествие в русскую глубинку с бескрайними полями, лесами, ароматными цветами и ягодами. Все это составляет основу росписи, ее очарование.